Valeria Verbinina - Валерия Вербинина (verbinina) wrote,
Valeria Verbinina - Валерия Вербинина
verbinina

Categories:

Лантельм - биографический очерк (5-6)

Продолжение очерка о Женевьеве Лантельм.

5


Альфред Эдвардс родился в Константинополе в 1857 году, то есть он был старше Лантельм на 26 лет. По отцу он был англичанином, по матери — французом. Антисемитская газета La Croix упорно величала его евреем — возможно, на основании того, что он был несметно богат. Он начинал журналистом, потом стал редактором и владельцем газеты "Утро" (Le Matin), дружил с политиками, враждовал с политиками, обтяпывал разные делишки и на всем делал деньги. Репутация у него была не самая лучшая, и многим людям он внушал живейшую неприязнь. Он был огромного роста — "настоящий колосс", как писал ненавидевший его Доде — и большой физической силы. В те годы театр был в большой моде, пьесы писали все, кому не лень, и Эдвардс тоже этим баловался. Ко всему прочему, он был бабник. Нынешнюю свою жену, Мисю, он увел у издателя Таде Натансона, но она была уже не первой свежести и успела ему поднадоесть. Знакомство с очаровательной большеглазой Лантельм пришлось как нельзя кстати. Жениться на ней Эдвардс не собирался, равно как и разводиться с Мисей: развод влетел бы ему в копеечку. Он ограничился тем, что стал осыпать Лантельм подарками и выразил готовность снять для нее апартаменты на улице Фортюни. В источниках фигурирует сначала дом 29, а в справочнике актерских адресов за 1909 год (Annuaire des artistes…, 1909, gallica.bnf.fr ) адресом Лантельм значится уже дом 27. В том же доме жила некая Отеро, известная б… и по совместительству танцовщица. Отеро была уродина с лицом глупым, как у вола, и низким лобиком — но считалась ого-го какой красавицей, из-за которой даже кончали с собой. Вообще любопытно, как время безжалостно срывает маски — к примеру, Лина Кавальери (Lina Cavalieri) до сих пор кажется красивой, а на какую-нибудь пигалицу Кшесинскую или Алансон с длиннющим подбородком без смеха и смотреть невозможно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Лина Кавальери, открытка той эпохи. Найдена на www.delcampe.net

В конце 1906 года уже упомянутая мной актриса Режан открыла собственный театр, и Лантельм получила у нее постоянный ангажемент. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, метания из театра в театр остались позади, но не тут-то было. Режан неизменно забирала себе все главные роли, а Лантельм доставались в лучшем случае вторые, а то и вообще эпизоды, как в пьесе "Париж-Нью-Йорк" (Paris-New York). Во второй половине 1907-го Лантельм уехала в Лион, заменять на гастролях Ивонну де Брэ (Yvonne de Bray) в пьесе Вольфа "Ручей" (Le Ruisseau), а вернувшись, громко хлопнула дверью и вчинила Режан иск за то, что та упорно не давала ей ролей. Вся эта история кончилась для Лантельм плохо: Режан вчинила ответный иск за самовольный разрыв контракта и выиграла его. Лантельм должна была заплатить огромные деньги и, судя по всему, дать их мог только Эдвардс. Таким образом, отныне она полностью зависела от него.

Есть в этой истории один интересный момент: в одной из статей упоминается, что театр Режан на самом деле принадлежал Эдвардсу. Тогда почему Лантельм не получала ролей? Почему она проиграла свое дело? Или это был его способ держать строптивую актрису на коротком поводке? Как обычно, вопросы без ответов…


6

Оставшись без ангажемента, Лантельм опять хватается за любую работу, едет в Брюссель на гастроли — играть вместо примы Евы Лавальер (Eve Lavallière) в пьесе "Король" (Le Roi), политической сатире, имеющей оглушительный успех. И наконец-то приходит удача: Женевьева заменяет Лавальер и на парижской сцене.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Ева Лавальер, рисунок Эллё (Eve Lavalliere par Helleu). Иллюстрация из журнала Comoedia Illustre. Найдено в интернете. Ева Лавальер была одной из знаменитейших актрис тех лет. Ее судьба еще долгое время привлекала внимание людей - бросив театр, она обратилась к богу и стала монахиней.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Открытка с изображением Евы Лавальер. Обратите внимание, сколько на пальцах колец :) Открытка найдена на www.delcampe.net


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Одна из самых необычных открыток Евы Лавальер. Фотомонтаж Рётлинже (Reutlinger). Найдена там же.

С 8 ноября 1908 года по сентябрь 1909 года Лантельм отыграла 300 представлений подряд, иногда по 2 раза в день. На ее игру специально приходит смотреть английский король Эдуард VII. В 1908 году журнал "Театр" дважды помещает ее фото на своей обложке, что является признаком большого успеха. Отныне она звезда, и ее имя пишется на афишах только большими буквами.

Интересный факт: после успеха "Короля" представители Михайловского театра Петербурга пытались заполучить к себе и Лантельм, и Лавальер, но обе актрисы отказались…

После "Короля" Лантельм играет в "Автогонке" (Le Circuit) маститого Фейдо. Несмотря на довольно откровенные сцены, пьеса не имеет успеха, на который рассчитывали. С 14 апреля 1910 Лантельм занята в комедии "Громила из Эпинетт" (Le Costaud des Epinettes), с 15 октября — в "Продавце счастья" (Le Marchand de Bonheur). Вторая из этих пьес, судя по всему, особенно удалась Лантельм — ее фото в роли актрисы Жинетты Дюбрей (Жинетты, заметьте!), которая из никому не известной статистки массовки превращается в звезду, ставят на обложку сразу два журнала — "Фемина" и Comoedia Illustré.

В том же 1910 году она наконец-то выходит замуж за Эдвардса. Любопытны обстоятельства этой свадьбы: она состоялась в Руане, в газетах о ней не сообщали, а свидетелями взяли первых попавшихся рабочих. Возможно, Эдвардс так вымещал свою досаду — бывшая жена содрала с него 48 000 франков в год отступных. В то время автомобиль, считавшийся роскошью, можно было купить за пару тысяч франков.

В январе 1911 года Лантельм играет в пьесе Порто-Риша "Старый человек" (Le Vieil Homme). Жорж Порто-Риш (George Porto-Riche) считался серьезным автором, вдумчивым, и писал он вовсе не пустячные комедии. Когда через много лет пьесу вновь поставят на сцене, само собой, с другими актерами, рецензент напишет, что не может воспринимать другую актрису в роли Брижит Аллен (Brigitte Allain), для него она навсегда осталась связанной с образом Лантельм.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Театр "Ренессанс", в котором Лантельм играла в последние годы жизни.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Театр "Ренессанс". Обе открытки найдены на www.delcampe.net

С 24 марта 1911 года Лантельм играет главную роль в "Девчушке" (La Gamine). Это первая пьеса, построенная целиком вокруг нее — раньше в центре сюжета находился мужской персонаж, что чувствовалось уже по названиям ("Король", "Громила из Эпинетт", "Продавец счастья", "Старый человек"…) Для Лантельм уже пишется новая пьеса Sa Fille, которую будут играть в следующем сезоне.

Кажется, "Девчушка" имеет меньший успех, чем ожидалось, потому что Лантельм соглашается с 1 июня по 1 июля играть в ревю со странным названием "Бах!" (V'lan!). Она еще не знает, что это будет последняя ее роль.

Судя по театральному отделу "Фигаро", 1 июля Лантельм в последний раз выходит на сцену. Вскоре она уезжает с мужем и их друзьями на яхте L'Aimée — "Любимая". На яхте у Лантельм роскошная каюта, и она ни в чем не знает неудобства.

25 июля в Париж приходит известие, которому многие отказываются поначалу верить: актрисы Лантельм больше нет.
Tags: genevieve lantelme, Лантельм
Subscribe

  • ссылки на любимую меня

    На АТ сделала пост о том, как использовать на обложке бесплатные шрифты, если в них нет кириллицы: здесь. На дзене сделала пост об экранизации…

  • копирую сюда короткие посты из фб

    Первый цветной советский фильм "Карнавал цветов" (1935) состоит из нескольких частей. В первой части - картины советских художников (очень…

  • Агата Кристи

    Читаю Агату Кристи, смотрю Агату Кристи - словом, стараюсь самоизолироваться с пользой :) Мне и самой интересно, смогу ли я прочитать все ее 66…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments